Клуб исторической реконструкции “Terttu” не только принял участие в праздновании Масленицы, но и провёл исследование масок, которые они продемонстрировали на праздновании Масленицы в историческом парке «Бастiонъ»:
Невозможно привязать празднование дня весеннего равноденствия к какой-либо одной культуре — для всех людей на планете солнце всходило и заходило одинаково. Идея смерти и возрождения лежала в основе модели мира. Процесс такой трансформации отражает традиция одевания масок в этот день. Обычно маски создавались к конкретному празднику, по окончании которого их просто выбрасывали или сжигали. Снятие маски символически означало «возрождение», начало новой жизни.
• МАСКА (от латинского mascus, где masca означает «призрак»), она не только отражает процесс трансформации, но и защиты от кого или чего-либо.
Маски позволяют принять любой облик и перевоплотиться в кого угодно, хоть в зверя, хоть в Бога. Это нужно было для того, чтобы иметь возможность общения с существами из иных миров. Это возможность даже не просто общения, но и взаимопроникновения через границу душ и духов, и даже богов. Некоторым это было необходимо для того, чтобы просить духов и богов о благоденствии, успешности, достатке, другие надевали маски потому, что им позволялось, и даже было обязательным, то, что в обычной жизни было под запретом.
В мифах и легендах можно встретить разные названия масок– «хари», «лярвы», «личины», «скураты», «рожи». Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, «кудесники», «буки», «черти», «хухольники», «окрутники», «халявы», «чудики» и т.п.
Маски изготавливалась, в основном, из бересты, кожи, соломы, дополнялись и украшались кусочками меха, льняной куделью, пучками непряденой шерсти, тканью. На маске с помощью краски иногда изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые «личины» дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы, репы. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др.
Стоит отметить, что до наших дней из средневековья дошли только маски из кожи; к сожалению, маски из бересты в силу определенных особенностей навсегда утрачены. Для масок XIII- XIV вв. найденных в Новгороде, характерно преобладание овальных форм, максимально приближенных к форме человеческого лица, цветовая гамма скудная и ограниченна двумя цветами кожи – черным и коричневым. В нашем исследовании мы позволили себе авторские дополнения к реконструкции масок к Масленице, празднование которой прошло в историческом парке «Бастион», накануне Дня Весеннего Равноденствия.
Больше фото от замечательных Анны Машигиной и Ирины Концевой смотрите в альбоме