В июне в Арт-резиденции г.Сортавала стартовал проект «Нити Северо-запада». Проект осуществлялся совместно с клубом исторической реконструкции костюма «ТЕРТТУ». Уже знакомая нам художница из Санкт-Петербурга, Юлия Рубцова с коллегами из Молодёжного центра «Китеж Плюс» и участницами нашего клуба, подготовили материалы для видеоролика о традиционных ремёслах средневековья, а конкретно- о крашении пряжи растениями.
Этот ролик — продолжение проекта книжки-раскраски «Времена года в Приладожье», работа над которой началась осенью прошлого года Юлией и руководителем КиР «Тертту» Оксаной Учень. В марте на празднике всемирного дня КАЛЕВАЛА в стенах нашего Молодёжного центра прошла презентация пробного издания этой книги, как раз тогда и родилась идея создания проекта «Нити Северо-запада». Заведующая музея «Ремесла северо-запада России», педагог ДО — Васильева Мария Павловна отсняла необходимый материал всего процесса подготовки к крашению.
Раскрывая тему традиционного средневекового костюма в рисунках книги, хотелось более подробно остановиться на крашении шерсти и льна, как основного материала для ткачества той эпохи. Методический материал, полученный в ходе двухнедельных экспериментов у костра, будет включён в экспозицию музея «Ремёсла Северо-Запада России», https://kitejplus.ru/index.php/nashi-muzei/muzej-remjosla-severo-zapada-rossii который находится в Санкт Петербурге, в «Молодежный творческий Форум Китеж плюс». Там же будет презентоваться видеоролик о процессе крашения, в сьёмках которого участвовали девушки из нашего клуба «Тертту». Представить на обозрение все результаты проекта мы сможем уже осенью.
О процессе крашения расскажет Оксана Учень : « Для работы над проектом девушкам пришлось насобирать немало мхов и лишайников и накосить немало крапивы, ведь на 100 грамм пряжи требуется столько же растительного сырья. Для того, чтобы представить сколько усилий необходимо приложить для крашения одной шерстяной рубахи, достаточно знать, что на 2 м ткани требуется около полутора кг шерсти. Следовательно, для крашения пряжи на одну рубаху потребуется собрать 15 кг сырья. Кроме четырёхчасового кипячения пряжи в травяном отваре, ещё необходимо протравить пряжу несколько часов квасцами — для закрепления цвета. Разнообразную цветовую палитру можно получить, добавляя различные квасцы в отвары — у котлов на огне пришлось провести в общей сложности около 30 часов, и результаты превзошли наши ожидания. Конечно, ускорить процесс крашения нам помогли готовые окислы железа, такие как медный и железный купорос, алюмокалиевые квасцы и хлорное железо. В средневековье, хозяйкам их заменяло кипячение в железных и медных котлах, а также, содержание нужных дубильных веществ в используемом растительном сырье, в наибольшем количестве они содержаться в коре растений и в лишайниках. Но подобные эксперименты у нас ещё впереди, как и создание костюма из ткани, полностью окрашенной местными растениями.
Пока наш опыт ограничился использованием трёх видов растений: 1.Крапива (Urtica dioica), 2.шишки Ольхи (Alnus glutinosa) и 3.лишайник Пармелия (Parmeliansis sp). Собрав в лесу необходимое количество сырья каждого вида, мы готовили отвары для небольшого количества образцов пряжи- 200грамм на каждый вид квасцов и трав. Получилось в итоге около 15 образцов с различными оттенками. Все видео и фотоматериалы требуют некоторой доработки и оформления в презентацию и выставочные объекты, этим и предстоит заняться всем участникам, чтобы осенью презентовать результаты совместной работы для широкой аудитории.Планируется продолжение экспериментов с местными растительными материалами. Попробовать окрасить ткани отварами из хвойного сырья, коры деревьев, древесных грибов для того, чтобы получить другие цвета и оттенки …..»